Новая протеомная панель позволит дифференцировать липому от липосаркомы
06.01.2019
Новая протеомная панель позволит дифференцировать липому от липосаркомы
Диагностическая система, учитывающая тонкие различия в белковых профилях липомы и её злокачественного аналога – липосаркомы, была разработана группой исследователей из медицинского института им. Пола Л. Фостера (Paul L. Foster) в Техасе. По мнению авторов, предложенный ими тест даст возможность диагностировать злокачественную опухоль быстрее и с меньшими финансовыми затратами, что положительно скажется на прогнозе для жизни пациентов. Необходимость более точной дифференциальной диагностики опухолей из жировой ткани признавалась многими клиницистами: по причине выраженного сходства в гистологии и молекулярной организации липому и высокодифференцированную липосаркому зачастую в условиях клиники бывает крайне трудно различить. Так, по данным статистики, доля неверных диагнозов на этапе рентгенологического исследования достигает 40%, при проведении гистологического исследования - 17%. Даже при использовании методов цитогенетики, представляющих собой золотой стандарт в диагностике липосаркомы, вероятность ошибки составляет 15%. Кроме того, амплификация генов MDM2 и CDK4, ранее считавшаяся признаком злокачественности, авторами недавних исследовательских работ была обнаружена в 5% доброкачественных опухолей. Специалисты из США методами биоинформатики и иммуногистохимии определили ряд генов, паттерны экспрессии которых имели различия в клетках липомы и высокодифференцированной липосаркомы. Первым этапом работы стало сравнение глобальных профилей экспрессии генов различных опухолей мягких тканей, опубликованных ранее в открытом доступе на ресурсе GEO (Gene Expression Omnibus). Для 15-ти генов различия подтвердились на уровне синтезируемых белков. В качестве материала исследования были использованы образцы клинически подтверждённых опухолей - 11 липом и 19 высокодифференцированных липосарком. Биосинтез таких молекул, как C4BPB, MHC класса II,CIITA, EPHB2, HOXB7, GLS2, RBBP5 и регулятор RGS2, оказался интенсивнее в злокачественных вариантах опухоли по сравнению с доброкачественными. Наиболее выраженную корреляцию со злокачественностью продемонстрировали гены HOXB7, CIITA и RGS2. Наибольшую точность доказала диагностическая модель, основанная на комбинации CIITA и RGS2: чувствительность метода составила 83,3% при специфичности 90,9%. Учитывая тот факт, что липома - самый часто встречающийся тип доброкачественной опухоли мягких тканей, и несовершенство её сегодняшней дифференциальной диагностики с липосаркомой, авторы работы надеются, что описанная ими методика найдёт широкое применение в клинической практике. Подготовила Елизавета Спила Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5530308/ www.ncbi.nlm.nih.gov/geo/query/acc.cgi?acc=GSE6481